Цветовые модели и влияние света на цвет

Цвет и свет в жизни человека встречаются постоянно. Они присутствуют везде и влияют на все вокруг. Цвет вызывает различные эмоции у человека, оказывает психологическое воздействие ан человека. Так красный может вызвать ощущение тревоги, а нежно-желтый поднять настроение.

Цвет и свет – природа явлений

Цвет – одна из характеристик любого предмета. Глядя на любой предмет, человек сначала укажет его цвет и размер. Посмотрите на дорожный знак – днем он кажется красным с белым контуром, но что будет, если посмотреть на него ночью. В свете зеленого светофора он покажется черным, а белое – зеленым. Все это происходит, потому что цвет и свет взаимосвязаны между собой. Все это легко объяснить. Зеленый свет не имеет общей составляющей с красным, именно поэтому при таком свете от красного знака ничего не отражается, и человек видите го черным (полное отсутствие цвета). Белый цвет способен отразить все цветовые волны, поэтому они легко окрашиваются в зеленый, желтый или красный цвета светофора.

Каждый день люди встречаются с разными цветами. Многие думают, что цвет – это просто отраженный свет, но мало кто замечает, как цвета изменяются в зависимости от освещения. Многие думают, что краски и пигменты – это и есть цвета. Компьютерная графика – это совершенно другое понятие. Монитор компьютера сам излучает свет и цвет. Компьютер видит цвета и передает их такими, как они есть. Именно поэтому дизайнеру так важно понимать истинную сущность цвета, как он реагирует на свет, как его видит человеческий глаз. Понятие компьютерного цвета отличается от классического, поэтому стоит разобраться в тонкостях этого вопроса, чтобы создавать качественные и эффективные проекты.

Начальные цветовые модели

Цвет и свет всегда противоречиво воспринимаются человеком. До настоящего времени не было сформировано единственной теории, которая бы нашла единое объяснение этим понятиям.

Одно цветовая модель знакома каждому человеку с детства. Она заключается в том, что цвета состоят из нескольких пигментов. Есть три первичных цвета – красный, желтый и синий, которые потом составляют все остальные цвета.

Но данная цветовая модель практически не используется в компьютерной технологии создания цвета.

Субтрактивные цветовые модели RYB

Цветовая модель RYB представляет собой традиционный цветовой круг. Главные цвета расположены в вершинах вписанного в окружность треугольника, а дополнительные цвета – на вершинах перевернутого треугольника. Последовательность цветов соответствует радужному спектру. Многие художники, чтобы получить неповторимые оттенки или разложить сложные цвета на простые составляющие. Цветовая модель RYB широко распространена и используется во многих фоторедакторах. Но данная модель имеет и недостатки. На цветовом круг RYB нет черного, а если смешать все имеющиеся оттенки, то чистый черный не получается, а только темно-коричневый. Именно поэтому такие цветовые модели стоит использовать для дизайна несложной полиграфической продукции. Цветовые модели RYB применяются для того, чтобы смешивать субтрактивные пигменты.

Аддитивные цветовые модели RYB

Исходным для создания цветовой модели RYB является белый холст, на который наносится краска последовательно. Если нанести все цвета, то в итоге получается черный. Цветовая модель, в которой цвета складываются, называется аддитивной. Она нее вычитает отдельные оттенки друг от друга, а складывает их от черного к светлому.

Цветовые модели CMY

Если в качестве основных цветов выбирать простые, то большого количества оттенков не получить именно поэтому чаще всего используется цветовая модель, составленная из вторичных цветов: голубого, желтого и пурпурного. Такие цветовые модели называются CMY. Она более точная, позволяет получить большое количество оттенков. Хотя они имеют свои недостатки – чистые первичные оттенки не встречаются.

Впервые чистые и глубокие оттенки желтого, голубого и пурпурного были получены в 1800 году. Именно поэтому художники его практически не использовались. В те времена использовались субтрактивные модели. Посмотрите на картины художников прошлых веков – цвета плоские, но сейчас дизайнеры творят чудеса – получают объемные изображения, разнообразные оттенки.

Цветовые модели CMY перевернули восприятие цвета . Несмотря на то, что дополнительные цвета модели красный, синий и зеленый, а основные – желтый, голубой, фуксин, но цветовые модели CMY считаются субтрактивными. Сочетающейся с ней аддитивной моделью является RGB.

Четырехцветные модели CMYK

Цветовые модели CMY пользуется большим спросом в типографиях. Ее еще называют пигментной цветовой моделью. Она дает возможность получить не грязно-коричневый цвет, а чистый черный. Нона практике в большинстве полиграфического оборудования используются четырехцветные цветовые модели CMYK. Она состоит из трех цветов и черного. Поэтому нет необходимости соединять все цвета, а количество оттенков не изменяется. Зачем нужен черный цвет, если его можно получить смешением цветов. Но в большинстве типографий используются четырехцветные модели, которые в отдельный ранг ставят черные типографские краски. Это позволяет сэкономить краски и упрощают сам процесс печать. Простые цветовые модели CMY преобразовались в более современные и сложные CMY.

Смешение цветов для получения сложных оттенков происходит по определенным правилам с учетом необходимых пропорций. Такая система используется в современных компьютерных системах.

Цвет и свет – взаимосвязь

Цветовые модели и влияние света на цветЦвет и свет взаимосвязаны. Цвет за вычетом света и есть тем, что человек видит. Если стул синий, то красные и зеленые световые волны поглотились. В зависимости от того, какой свет и как падает на поверхность, человеческий глаз видит различные цвета.

Каждый цвет способен поглотить определенную часть светового спектра. Он отражает только тот свет, который ему соответствует. Смешанные пигменты способны отразить несколько цветов, так получаются новые оттенки. Цвет и свет взаимодействуют между собой. Если на красный цвет посветить зеленым, то виден будет третий.

Цветовые модели RGB разделяют световые волны по различным коэффициентам преломления световых лучей. Проходя через призму, свет разделяется на спектр радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все цвета, помимо белого, имеют свой отдельный спектр, предавая ему другой оттенок.

Все цветовые модели имеют свои особенности. Так белый цвет в CMY – это чистый холст, в модели RGB черный цвет – полное отсутствие света, а полная смесь цветов – белый.

Цвет и свет имеют двойную природу. Каждый из них зависит друг от друга. Свет и цвет – это взаимодополняющие и одновременно противоположные понятия. Именно поэтому стоит использовать все цветовые модели одновременно, чтобы получить реальную картинку и понять, как глаз будет воспринимать созданное изображение при разной степени освещения.

Дизайнеры типографии "Подсолнухофф" помогут разобраться в тонкостях света и цвета, применительно к заказываемой вами продукции


Количество показов: 1056

Возврат к списку